Тема проекта
|
Александр Блок: любовь, верность, жизнь... |
Цели.
Задачи
|
Целью проекта является проектирование
предметно-развивающей среды (создание передвижной выставки «Корзина, картина, картонка
и маленькая собачонка» и веб-сайта/блога) в условиях знакомства с литературой
серебряного века на примере лирики А.Блока, обращенной к родным и близким.
Задачи:
·
Познакомиться с биографией А.А.Блока;
·
Посетить музей-квартиру А. Блока (Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д. 57), филиал
Музея истории Санкт-Петербурга, с целью сбора информации о жизни поэта и
его близких;
·
Познакомиться с историческими событиями,
которые происходили в России на рубеже конца XIX – начала XX вв.
·
Познакомиться с лирикой, обращенной к
родным и близким, написанной в разные этапы его творчества;
·
Познакомиться с поэмой «Возмездие» и
попытаться увидеть мировоззренческие поиски поэта;
·
Рассмотреть влияние исторических перемен
на творчество поэта, на его отношение к родным и близким и мировоззренческие
поиски;
·
Собрать (выполнить своими руками или
подобрать похожие предметы) коллекцию предметов, которые были дороги поэту, его
близким и нашли отражение в его творчестве;
·
Создать передвижную (мобильную) выставку «Корзина, картина, картонка и маленькая
собачонка»;
·
Создать веб-сайт/блог проекта;
Разработать путеводитель (аудио-гид) по передвижной
(мобильной) выставке «Корзина, картина,
картонка и маленькая собачонка» и разместить его на веб-сайте. |
Аннотация
проекта (краткое описание - проблема, идея проекта)
|
Актуальность проекта
Литература как словесный памятник эпохи заключает в
себе не только главные для определенного времени идеи, темы, проблемы и
вопросы, но и те особые знаки, символы и эмблемы, смысл которых не всегда
осознается современниками, не воспринимается обществом как нечто сущностное,
наполненное особенным символическим смыслом и содержанием. И только художник
улавливает их подспудное значение, видит в них воплощение каких-то очень
важных не только для своего, но и для будущего времени смыслов. Таким художником
бесспорно был Александр Александрович Блок — русский поэт, писатель,
публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской
литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского
символизма.
Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и
средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом.
На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. Поэт прошел сложный
творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению
к реальной революционной действительности*.
Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то
любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными
мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения
приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока
посвящены его будущей жене, Л.Д. Менделеевой. Любовь поэта к будущей жене в
«Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С.
Соловьева. История земной любви у Блока воплощается в романтическом
символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному»
(Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему
должна наступить полная гармония.
Актуальность проекта
определяется необходимостью решения в теоретическом и практическом плане
задачи приобщения ребенка к чтению стихов и произведений в стихотворной форме
посредством привлечения наглядно-зрительных образов, которые смогли бы
подтолкнуть к чтению и развить читательский интерес к стихотворной лирике и
произведениям в стихотворной форме поэта серебряного века А.А.Блока.
_________________________________________________________
*Произведения А.А.Блока входили в программу по
литературе советской школы, несмотря на то, что в своем творчестве он
предсказывал, что «грянет буря» и даже описывал её изнутри взрыва. Блок был
единственным, кому в школьном курсе литературы было позволено поставить в
финале своего творчества Иисуса Христа («Двенадцать»). Александр
Александрович, как считают исследователи его творчества, был главным, кто
личным присутствием вытащил и спас из забвения всю великую литературу
русского начала ХХ века. Просто потому, что он ни в чём не пощадил себя.
Проблема проекта: школьников в средних и старших классах
мало интересует чтение стихов и произведений в стихотворной форме. Наблюдение
показывает, что в младших классах обучающиеся еще с удовольствием знакомятся
с поэзией. Изучение поэтических произведений в начальной школе начинается со
знакомства с жизнью писателя с целью вызвать интерес к писателю как человеку,
к его творчеству. Но уже в средних классах эта форма организации знакомства с
поэтическими произведениями не работает.
Дети предпочитают проводить свое свободное время за вещами более
интересными, по их мнению. Каким образом можно повысить читательский интерес
школьников в среднем и старшем звене к стихотворной лирике и произведениям в
стихотворной форме, тем самым развивая их интеллектуально и нравственно?
Основная идея проекта – сегодня все чаще звучат мнения о том, что дети
стали меньше читать. Причиной служит появление альтернативных источников
получения информации. Их роль выполняют телевидение, интернет. Современные дети
сначала хотят увидеть, а потом увиденный образ подкрепить информационным
содержанием, т.е. прочитать что-то об увиденном. Веб-сайт/блог и передвижная
(мобильная) выставка «Корзина, картина,
картонка и маленькая собачонка», посредством интерактивной и предметной среды, должна
привлечь обучающихся средних и старших классов к более глубокому знакомству с
творчеством поэта серебряного века А.А.Блока и тем самым расширить их
представления о лирике поэта. Предметы, представленные на фотографиях на
страницах веб-сайта/блога и в экспозиции, должны заинтересовать и стать
отправной точкой для чтения или прослушивания поэтических произведений (лирики
и поэмы). Выставка и веб-сайт/блог помогут учителю на уроках литературы решить
очень важную задачу - продемонстрировать
доминирующую тему любви от раннего творчества до последних произведений поэта.
|
Продукт
проектной деятельности
(что
получится в результате: как выглядит багаж, примерные размеры, материалы,
«начинка» - что «внутри»)
|
Продуктом проекта является веб-сайт/блог, на котором отражена вся информация по работе над проектом, интересная
информация о жизни и творчестве А.Блока, аудио-гид, а также передвижная
(мобильная) выставка «Корзина, картина,
картонка и маленькая собачонка». Все экспонаты выставки размещаются в небольшой
корзине и на «картонке», выполненной в виде ширмы с приблизительными размерами
50х50 (четыре створки). Экспонаты выполнены своими руками или подобраны
похожие предметы, на те, которые были дороги поэту, его близким и нашли
отражение в его творчестве.
|
Презентация
результатов (если известно)
|
«Дети
сдавали в багаж:
Картину,
Корзину,
Картонку
И
маленькую собачонку…»
|
Документы проекта
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий