Документы проекта

Тема проекта

Александр Блок: любовь, верность, жизнь...

Цели. Задачи

Целью проекта является проектирование предметно-развивающей среды (создание передвижной выставки «Корзина, картина, картонка и маленькая собачонка» и веб-сайта/блога) в условиях знакомства с литературой серебряного века на примере лирики А.Блока, обращенной к родным и близким.
Задачи:
·         Познакомиться с биографией А.А.Блока;
·         Посетить музей-квартиру А. Блока (Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д. 57), филиал Музея истории Санкт-Петербурга, с целью сбора информации о жизни поэта и его близких;
·         Познакомиться с историческими событиями, которые происходили в России на рубеже конца XIX – начала XX вв.
·         Познакомиться с лирикой, обращенной к родным и близким, написанной в разные этапы его творчества;
·         Познакомиться с поэмой «Возмездие» и попытаться увидеть мировоззренческие поиски поэта;
·         Рассмотреть влияние исторических перемен на творчество поэта, на его отношение к родным и близким и мировоззренческие поиски;
·         Собрать (выполнить своими руками или подобрать похожие предметы) коллекцию предметов, которые были дороги поэту, его близким и нашли отражение в его творчестве;
·         Создать передвижную (мобильную) выставку «Корзина, картина, картонка и маленькая собачонка»;
·         Создать веб-сайт/блог проекта;
Разработать путеводитель (аудио-гид) по передвижной (мобильной) выставке «Корзина, картина, картонка и маленькая собачонка» и разместить его на веб-сайте.
Аннотация проекта (краткое описание - проблема, идея проекта)
Актуальность проекта
Литература как словесный памятник эпохи заключает в себе не только главные для определенного времени идеи, темы, проблемы и вопросы, но и те особые знаки, символы и эмблемы, смысл которых не всегда осознается современниками, не воспринимается обществом как нечто сущностное, наполненное особенным символическим смыслом и содержанием. И только художник улавливает их подспудное значение, видит в них воплощение каких-то очень важных не только для своего, но и для будущего времени смыслов. Таким художником бесспорно был Александр Александрович Блок — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.
Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. Поэт прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности*.
Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Л.Д. Менделеевой. Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.
Актуальность проекта определяется необходимостью решения в теоретическом и практическом плане задачи приобщения ребенка к чтению стихов и произведений в стихотворной форме посредством привлечения наглядно-зрительных образов, которые смогли бы подтолкнуть к чтению и развить читательский интерес к стихотворной лирике и произведениям в стихотворной форме поэта серебряного века А.А.Блока.
_________________________________________________________
*Произведения А.А.Блока входили в программу по литературе советской школы, несмотря на то, что в своем творчестве он предсказывал, что «грянет буря» и даже описывал её изнутри взрыва. Блок был единственным, кому в школьном курсе литературы было позволено поставить в финале своего творчества Иисуса Христа («Двенадцать»). Александр Александрович, как считают исследователи его творчества, был главным, кто личным присутствием вытащил и спас из забвения всю великую литературу русского начала ХХ века. Просто потому, что он ни в чём не пощадил себя.

Проблема проекта: школьников в средних и старших классах мало интересует чтение стихов и произведений в стихотворной форме. Наблюдение показывает, что в младших классах обучающиеся еще с удовольствием знакомятся с поэзией. Изучение поэтических произведений в начальной школе начинается со знакомства с жизнью писателя с целью вызвать интерес к писателю как человеку, к его творчеству. Но уже в средних классах эта форма организации знакомства с поэтическими произведениями не работает.   Дети предпочитают проводить свое свободное время за вещами более интересными, по их мнению. Каким образом можно повысить читательский интерес школьников в среднем и старшем звене к стихотворной лирике и произведениям в стихотворной форме, тем самым развивая их интеллектуально и нравственно?

Основная идея проекта – сегодня все чаще звучат мнения о том, что дети стали меньше читать. Причиной служит появление альтернативных источников получения информации. Их роль выполняют телевидение, интернет. Современные дети сначала хотят увидеть, а потом увиденный образ подкрепить информационным содержанием, т.е. прочитать что-то об увиденном. Веб-сайт/блог и передвижная (мобильная) выставка «Корзина, картина, картонка и маленькая собачонка», посредством интерактивной и предметной среды, должна привлечь обучающихся средних и старших классов к более глубокому знакомству с творчеством поэта серебряного века А.А.Блока и тем самым расширить их представления о лирике поэта. Предметы, представленные на фотографиях на страницах веб-сайта/блога и в экспозиции, должны заинтересовать и стать отправной точкой для чтения или прослушивания поэтических произведений (лирики и поэмы). Выставка и веб-сайт/блог помогут учителю на уроках литературы решить очень важную задачу -  продемонстрировать доминирующую тему любви от раннего творчества до последних произведений поэта.
Продукт проектной деятельности
(что получится в результате: как выглядит багаж, примерные размеры, материалы, «начинка» - что «внутри»)
Продуктом проекта является веб-сайт/блог, на котором отражена вся информация по работе над проектом, интересная информация о жизни и творчестве А.Блока, аудио-гид, а также передвижная (мобильная) выставка «Корзина, картина, картонка и маленькая собачонка». Все экспонаты выставки размещаются в небольшой корзине и на «картонке», выполненной в виде ширмы с приблизительными размерами 50х50 (четыре створки). Экспонаты выполнены своими руками или подобраны похожие предметы, на те, которые были дороги поэту, его близким и нашли отражение в его творчестве.
  • альбом с рисунками поэта;
  • фотографии близких поэта;
  • копия картины в доме А.Блока;
  • лирика поэта на разворотах бесконечной открытки;
  • куклы Арлекин и Пьеро, подаренные поэту
и т.д.
Презентация результатов (если известно)
«Дети сдавали в багаж:
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий