Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы.
Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
"Возмездие"
…Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих книгах…
Александр Блок
Как-то
на художественной выставке он встретил Анну Ивановну Менделееву. Она пригласила
его приехать к ним летом в Боблово. Вероятно, Блок не очень внимательно отнёсся
к её приглашению. В Шахматово он приехал 5 июля, но с визитом в Боблово не
торопился.
Наконец
наступил тот летний день, когда Блока «почти спровадили в Боблово». Кто тогда
мог предполагать, что там его ждёт судьба. Через двадцать лет Блок вспоминал:
«Я приехал туда на моей белой лошади… Меня занимали разговором в берёзовой роще
mademoiselle
и Любовь Дмитриевна, которая сразу произвела на меня сильное впечатление».
Любовь
Дмитриевна об этой встрече: «После обеда, который в деревне кончался у нас
около двух часов, поднялась я в свою комнату во втором этаже и только собралась
сесть за письмо – слышу: рысь верховой лошади, кто-то остановился у ворот,
открыл калитку и спрашивает у кухни, дома ли Анна Ивановна? Из моего окна ворот
этой части двора не видно, прямо под окном пологая зелёная железная крыша
нижней террасы, справа – разросшийся куст сирени загораживает и ворота и двор…
Уже зная подсознательно, что это «Саша Бекетов», как говорила мама… я подхожу к
окну. Меж листьев сирени мелькает белый конь, которого уводят на конюшню, да
невидимо внизу звенят по каменному полу террасы быстрые, твёрдые, решительные
шаги. Сердце бьётся тяжело и глухо. Предчувствие? Или что? Но эти удары сердца
я слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входившего в мою жизнь».
Но
в эту первую встречу Блок Любови Дмитриевне не понравился. «Вижу, что он одет в
городской тёмный костюм, на голове мягкая шляпа. Это сразу меня как-то
отчуждает: все молодые, которых я знаю, в форменном платье. Гимназисты,
студенты, лицеисты, кадеты, юнкера, офицеры. Штатский? – Это что-то не моё, это
из другой жизни, или он уже «старый».
…Тщательно выбритое лицо придавало человеку в то время «актёрский» вид –
интересно, но не наше. Так, как с кем-то далёким, повела я разговор сейчас о
театре, возможных спектаклях. Блок и держал себя в то время очень «под актёра»,
говорил не скоро и отчётливо аффектированно курил, смотрел на нас как-то
свысока, откидывая голову, опуская веки».
Когда
пришли кузины Любови Дмитриевны, стали играть в «пятнашки», в крокет, в
горелки. «Тут Блок стал другой, вдруг свой и простой, бегал и хохотал, как и
все мы, дети и взрослые».
Гамлет и Офелия
Летом
1898 года в Боблово разыгрывали любительские спектакли. Один из них – «Гамлет»,
в котором Гамлетом был Блок, Офелией – Любовь Дмитриевна. День премьеры
спектакля стал памятным днём для них.
Вот
что рассказывает Л.Д. Менделеева: «Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в
гриме. Я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный на
показ всем плащ (моих) золотых волос, падающих ниже колен…Блок в чёрном берете,
колете, со шпагой. Мы сидели за кулисами в полутайне, пока готовили сцену.
Помост обрывался. Блок сидел на нём как на скамье, у моих ног, потому что
табурет мой стоял выше на самом помосте. Мы говорили о чём-то более личном, чем
всегда, а главное, жуткое – я не бежала, я смотрела в глаза, мы были ближе, чем
слова разговора. Этот, может быть, десятиминутный разговор и был нашим
«романом» первых лет встречи…».
Переодеваться
надо было идти в дом через березняк, отделявший усадьбу от сарая, где
разыгрывали спектакль.
Стояла
тёмная августовская ночь. Любовь Дмитриевна и Блок шли по молодому березняку в
костюмах Гамлета и Офелии. Вдруг звезда медленно через всё небо прочертила свой
голубой путь и пропала в черноте леса. Оба приняли это явление за знак судьбы:
И вдруг звезда полночная
упала,
И ум опять ужалила
змея…
Я шёл во тьме, и эхо
повторяло:
«Зачем дитя Офелия
моя?»
«Даже
руки наши не встретились и смотрели мы прямо перед собой. И было нам
шестнадцать и семнадцать лет.» (Л.Д. Менделеева)
Осенью, вернувшись в Петербург, Блок стал реже бывать у Менделеевых. Обычный ритм жизни остудил на время чувства к Любови Дмитриевне. Она к такому положению вещей отнеслась равнодушно и даже писала в своём дневнике, что о Блоке вспоминала с досадой: «мне стыдно вспоминать свою влюблённость в этого фата с рыбьим темпераментом и глазами».
Именно в эти месяцы редких встреч с Любовью Дмитриевной, в Блоке происходят кардинальные перемены. Важную роль в них играет сама Любовь Дмитриевна.
По вечерам чувствовал Блок приливы необыкновенной душевной энергии. Все мечты о счастье казались близкими, сердце замирало в ожидании «блаженного свидания». Рождалась любовь к единственной:
«Я не хочу объятий: потому что объятия (внезапное согласие) – только минутное потрясение. Дальше идёт «привычка»…
Я хочу не слов. Слова были и будут; слова до бесконечности изменчивы, и конца им не предвидится. Всё, что ни скажешь, останется в теории.
…Я хочу сверх-слов и сверх-объятий».
В это время Блок приходит к мысли, что разум и рационализм разрушают жизнь духовную, ум становится проклятием. Сущность же бытия вообще нельзя постигнуть умом. Такое представление о сверхчувственном, непостижимым умом начале мира является основой мистики. Вся поэзия Блока в это время превращается в тайнопись, понятную только посвящённым. Именно в мистике находил поэт полноту духовного напряжения, ощущение своей слитности с миром.
…Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих книгах…
Александр Блок
Как-то
на художественной выставке он встретил Анну Ивановну Менделееву. Она пригласила
его приехать к ним летом в Боблово. Вероятно, Блок не очень внимательно отнёсся
к её приглашению. В Шахматово он приехал 5 июля, но с визитом в Боблово не
торопился.
Наконец
наступил тот летний день, когда Блока «почти спровадили в Боблово». Кто тогда
мог предполагать, что там его ждёт судьба. Через двадцать лет Блок вспоминал:
«Я приехал туда на моей белой лошади… Меня занимали разговором в берёзовой роще
mademoiselle
и Любовь Дмитриевна, которая сразу произвела на меня сильное впечатление».
Любовь
Дмитриевна об этой встрече: «После обеда, который в деревне кончался у нас
около двух часов, поднялась я в свою комнату во втором этаже и только собралась
сесть за письмо – слышу: рысь верховой лошади, кто-то остановился у ворот,
открыл калитку и спрашивает у кухни, дома ли Анна Ивановна? Из моего окна ворот
этой части двора не видно, прямо под окном пологая зелёная железная крыша
нижней террасы, справа – разросшийся куст сирени загораживает и ворота и двор…
Уже зная подсознательно, что это «Саша Бекетов», как говорила мама… я подхожу к
окну. Меж листьев сирени мелькает белый конь, которого уводят на конюшню, да
невидимо внизу звенят по каменному полу террасы быстрые, твёрдые, решительные
шаги. Сердце бьётся тяжело и глухо. Предчувствие? Или что? Но эти удары сердца
я слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входившего в мою жизнь».
Но
в эту первую встречу Блок Любови Дмитриевне не понравился. «Вижу, что он одет в
городской тёмный костюм, на голове мягкая шляпа. Это сразу меня как-то
отчуждает: все молодые, которых я знаю, в форменном платье. Гимназисты,
студенты, лицеисты, кадеты, юнкера, офицеры. Штатский? – Это что-то не моё, это
из другой жизни, или он уже «старый».
…Тщательно выбритое лицо придавало человеку в то время «актёрский» вид –
интересно, но не наше. Так, как с кем-то далёким, повела я разговор сейчас о
театре, возможных спектаклях. Блок и держал себя в то время очень «под актёра»,
говорил не скоро и отчётливо аффектированно курил, смотрел на нас как-то
свысока, откидывая голову, опуская веки».
Когда
пришли кузины Любови Дмитриевны, стали играть в «пятнашки», в крокет, в
горелки. «Тут Блок стал другой, вдруг свой и простой, бегал и хохотал, как и
все мы, дети и взрослые».
Гамлет и Офелия
Летом
1898 года в Боблово разыгрывали любительские спектакли. Один из них – «Гамлет»,
в котором Гамлетом был Блок, Офелией – Любовь Дмитриевна. День премьеры
спектакля стал памятным днём для них.
Вот
что рассказывает Л.Д. Менделеева: «Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в
гриме. Я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный на
показ всем плащ (моих) золотых волос, падающих ниже колен…Блок в чёрном берете,
колете, со шпагой. Мы сидели за кулисами в полутайне, пока готовили сцену.
Помост обрывался. Блок сидел на нём как на скамье, у моих ног, потому что
табурет мой стоял выше на самом помосте. Мы говорили о чём-то более личном, чем
всегда, а главное, жуткое – я не бежала, я смотрела в глаза, мы были ближе, чем
слова разговора. Этот, может быть, десятиминутный разговор и был нашим
«романом» первых лет встречи…».
Переодеваться
надо было идти в дом через березняк, отделявший усадьбу от сарая, где
разыгрывали спектакль.
Стояла
тёмная августовская ночь. Любовь Дмитриевна и Блок шли по молодому березняку в
костюмах Гамлета и Офелии. Вдруг звезда медленно через всё небо прочертила свой
голубой путь и пропала в черноте леса. Оба приняли это явление за знак судьбы:
И вдруг звезда полночная
упала,
И ум опять ужалила
змея…
Я шёл во тьме, и эхо
повторяло:
«Зачем дитя Офелия
моя?»
«Даже
руки наши не встретились и смотрели мы прямо перед собой. И было нам
шестнадцать и семнадцать лет.» (Л.Д. Менделеева)
Осенью, вернувшись в Петербург, Блок стал реже бывать у Менделеевых. Обычный ритм жизни остудил на время чувства к Любови Дмитриевне. Она к такому положению вещей отнеслась равнодушно и даже писала в своём дневнике, что о Блоке вспоминала с досадой: «мне стыдно вспоминать свою влюблённость в этого фата с рыбьим темпераментом и глазами».
Именно в эти месяцы редких встреч с Любовью Дмитриевной, в Блоке происходят кардинальные перемены. Важную роль в них играет сама Любовь Дмитриевна.
По вечерам чувствовал Блок приливы необыкновенной душевной энергии. Все мечты о счастье казались близкими, сердце замирало в ожидании «блаженного свидания». Рождалась любовь к единственной:
«Я не хочу объятий: потому что объятия (внезапное согласие) – только минутное потрясение. Дальше идёт «привычка»…
Я хочу не слов. Слова были и будут; слова до бесконечности изменчивы, и конца им не предвидится. Всё, что ни скажешь, останется в теории.
…Я хочу сверх-слов и сверх-объятий».
В это время Блок приходит к мысли, что разум и рационализм разрушают жизнь духовную, ум становится проклятием. Сущность же бытия вообще нельзя постигнуть умом. Такое представление о сверхчувственном, непостижимым умом начале мира является основой мистики. Вся поэзия Блока в это время превращается в тайнопись, понятную только посвящённым. Именно в мистике находил поэт полноту духовного напряжения, ощущение своей слитности с миром.
Комментариев нет:
Отправить комментарий